«

»

Фев 10 2021

Распечатать Запись

Рекомендации по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещение вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего.

Суицидальное поведение — проявление суицидальной активности: мысли, намерения угрозы, попытки, покушения. Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель — смерть, мотив — разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Суицидальный риск — степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий.

Склонение несовершеннолетнего к суициду — содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации,       средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием  скрыть         средства или орудия совершения самоубийства.

 Факторы риска суицида — внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.

Формирование культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних у их родителей (законных представителей).

Подростковый возраст характеризуется интенсивным формированием мировоззрения, системы самооценки и оценки окружающей действительности, ценностно-смысловой сферы личности. В этот период происходит глобальная перестройка организма ребенка на физиологическом уровне, отражающаяся на его психологическом состоянии и обуславливающая эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения: от эйфории до депрессии.

Подростковый возраст характеризуется бурными эмоциональными реакциями не различные жизненные ситуации (как положительные, так и отрицательные), причем эмоциональная реакция по силе может не соответствовать стимулу и быть гораздо более выраженной, чем этого требуют обстоятельства. Наибольший всплеск негативных эмоциональных реакций возникает при попытке окружающих ущемить самолюбие подростка. Как правило, пик такой эмоциональной неустойчивости приходится, в зависимости от половой принадлежности, на разный возраст: у мальчиков раньше, чем у девочек: для мальчиков проблема с неадекватным эмоциональным реагированием приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек — на возраст 13-15 лет.

Итогом может стать формирование чувства незащищенности, одиночества. Подросток начинает активно искать тех, кто сможет помочь ему заполнить возникшую пустоту, продемонстрирует внимание, сочувствие. К сожалению, именно в такое время на пути у подростков могут возникать лица способные повлиять на формирование еще большего разрыва с общественными нормами.

Трудности социального взаимодействия приводят подростка к формированию дезадаптивного поведения и, как следствие, к нарушению социализации. При сочетании проблем в социализации и возникновения трудной жизненной ситуации может начать формироваться суицидальное поведение.

Крайне важно, чтобы родители (законные представители) стремились помочь подростку с его внутренними конфликтами, были готовы без оценочно принимать ребенка, относиться терпеливо и доверительно, проявляя гибкость в реагировании на меняющееся поведение.

 

 

Признаки формирования суицидального поведения у подростков.

Исследователями проблемы подросткового суицида отмечается, что острота переживаний подростка становится несовместимой  с жизнью, если у него нет эмоциональной связи с семьей.

Признаки, по которым можно предположить риск формирования суицидального поведения у ребенка:

— стремление к постоянному длительному уединению,-отстраненности от окружающих, включая родных и друзей;

— изменение (особенно резкое) режима сна, бессонница;

— изменение аппетита;

— падение учебной успеваемости;

— резкие и частые смены настроения от апатии до агрессивности;

— изменения во внешнем виде (безразличное отношение к своему внешнему виду, неопрятность);

— раздача личных вещей в качестве подарков своим близким, друзьям;

— стремление «привести дела в порядок»;

— самоповреждающее и рискованное поведение; стремление оказаться в местах с высоким риском травмоопасности, нанесение себе порезов;

— появление в речи высказываний «ненавижу жизнь», «я никому не нужен», «лучше умереть», «не могу этого вынести», «они все еще пожалеют» и подобных.

 

Мифы и реальность суицида и риска формирования суицидального поведения у подростков.

миф

факт

Большинство самоубийств совершается без предупреждения, поэтому невозможно ничего предпринять для его предотвращения.

Большинство людей с риском суицидального поведения подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах. Например, подростки могут оставлять открыто таблетки на столе, тексты стихов о смерти.

Подобные сигналы нельзя игнорировать.

Говоря о самоубийстве с подростком, можно подать ему идею о совершении этого действия. Безопаснее полностью избегать этой темы.

Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений — прямой вопрос о них. Открытый разговор

с ребенком с выражением искренней заботы и беспокойства о нем может стать для подростка источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью

Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит.

К любой угрозе ребенка уйти из жизни нужно относиться серьезно, даже если эта угроза носит манипулятивный характер. Грань между демонстративно-шантажным и истинным суицидом в подростковом возрасте несущественна

Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания. Подобное поведение достойно игнорирования или наказания.

Демонстративное суицидальное поведение представляет собой призыв о помощи. Если ребенок не получает отклика, ему легко прийти к выводу, что уже никто и никогда его не поймет, ему не поможет, и соответственно, от намерения покончить с собой перейти к совершению суицида. Наказание за суицидальное поведение и его оценка как «недостойного» способа призыва о помощи может привести к чрезвычайно опасным последствиям. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения.

Самоубийца определенно желает умереть и будет неоднократно предпринимать попытки, пока не совершит самоубийство. Оказывать помощь таким людям бесполезно.

Очень немногие люди сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Дети, к тому же, не вполне осознают конечность смерти, относятся к ней как к чему-то временному. Порой они думают, что, умерев (уснув ненадолго), накажут родителей или своих обидчиков, а затем воскреснут (проснутся).

Те, кто кончают с собой — психически больны и им ничем нельзя помочь.

Очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.

 Информированность о службах экстренной психологической помощи

Значительная роль в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних отводится работе службы экстренной психологической помощи — Общероссийский детский телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://irkopeka3.ru/2021/02/10/%d1%80%d0%b5%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b4%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8-%d0%bf%d0%be-%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8e-%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%83/

Создание сайтов — www.msonline.ru